Китоврас из Сборника Кирилло-Белозерского монастыря (книгописец Ефросин). XV в.
Получеловек-полуконь, герой апокрифических сказаний
Получеловек-полуконь, герой апокрифических сказаний
Как это не будет странно звучать, но славяне, также как и греки верили в миф про кентавров. У славян отцом и вождем кентавров считался бог -Китоврас.
Китоврас был богом силы, защиты, волшебства и коварства. Покровителем последнего качества, Китоврас стал благодаря своему пороку- слабости перед вином.
Согласно мифу, однажды Месяц решил похитить у бога Хорса ,жену, и насильно женить на себе. Однако Месяц прекрасно понимал невозможность выполнения данного умысла,и решил обратиться к богу кудеснику- Китоврасу. Но как не уговаривал он божество, Китоврас всегда ему отказывал, говоря о том как ему не достойно, устраивать разлад между Сварожачами. Тогда Месяц решил пойти на хитрость и подкупив жемчугом жену Китовраса, Русалку,выведал у нее слабость кентавра. Оказывается, Китоврас был большим любителем вина,и когда напивался не мог никому противопоставить, не слова ни силы. Напоив вдоволь кентавра вином, Месяц сковал его цепями и держал день пока тот не поклялся выполнить просьбу Месяца, похитить богиню Зарю- жену Хорса.
Специально для этого волшебник-кентавр, построил летучий корабль и заманил туда богиню-Зарю. Бог Хорс пришел в ярость от подобной дерзости и обратился к царю- Сварогу. Совместно с другими богами ,Хорс вернул жену и покарал Месяц, разрубив его пополам, а когда тот стал восстанавливаться боги снова разят его мечом.
Китоврас же в знак своей невиновности построил храм-город Лукарь из камня алатыря.
Подобный миф служит интерпретацией одной из многочисленных версий мифа о царе Соломоне и демоне Китоврасе, который похитил жену царя Соломона. В других версиях мифа Китоврас напротив выступает союзником легендарного царя, а в некоторых версиях и вовсе братом Соломона.
По легендам Соломон восхищался мудростью и хитростью кентавра, за что и позволил ему и дальше править в легендарном городе Лукарь в отличии от остальных существ и демонов. Днем Китоврас был царем людей, а ночью царем животных. В некоторых источниках есть версии, что с приходом единобожия, кентавр стал тоже его исповедовать тем и заслужил благосклонность Соломона. (Версия не имеет доказательств, теория)
Образ Китовраса отразился в кельтской мифологии в лице легендарного волшебника Мерлина.
В греческой мифологии в лице кентавра Хирона.
Жан Батист Реньо.《Хирон обучает Ахилла》1782 год |
Также образ Китовраса отразился и в исламской культуре, где носит имя Бурак. Точных описаний Бурака нет, однако в культуре индийского ислама Бурак изображается как конь пегас с человеческой головой и павлиньим хвостом.
Индийское представление Бурака. Миниатюра эпохи династии Моголов XVII век. |
В индуистской мифологии образ кентавра известен больше как существа полубоги- Гандхарвы.
Также образ Китовраса был взят восточными племенами славян: Русскими, Белорусами, Украинцами для изготовления глиняных свистулек. По некоторым легендам подобный свист отгоняет-нечистую силу.
#кентавры #мифы #мифология
#кентавры #мифы #мифология
Комментариев нет:
Отправить комментарий