Translate

вторник, 13 апреля 2021 г.

Беда в раю: как приход европейцев потряс коренные культуры Таити и Австралии

 


Беда в раю: как приход европейцев потряс коренные культуры Таити и Австралии

4 января 1688 года пираты поднялись на борт изрешеченного червями английского корабля «Лебедь», плывя на юг от Островов пряностей Юго-Восточной Азии (ныне Малуку в Индонезии), он заметил палец земли, выступающий в сверкающее синее море. Избегая водоворотов и приливных волн, они бросили якорь в широкой бухте, ныне называемой Кинг-саунд, к северо-востоку от Брума в Западной Австралии, чтобы отдохнуть и починить свой корабль. Они стали первыми британцами, достигшими материковой части Новой Голландии, как ее тогда называли – пройдет еще 116 лет, прежде чем британский морской исследователь Мэтью Флиндерс, возглавивший первое кругосветное плавание по островному континенту, переименует его в Австралию.

Еще раньше европейские путешественники добирались до Новой Голландии, и все они были голландцами. 26 февраля 1606 года Виллем Янсун совершил первую европейскую высадку на то, что теперь называется Кейп-Йорк в Северном Квинсленде. Десять лет спустя Дирк Хартог провел две ночи на острове неподалеку от Западной Австралии, который сегодня носит его имя. В 1623 году Ян Карстенш ненадолго высадился в заливе Карпентария на Крайнем Севере, а шесть лет спустя голландский Ост-индский лайнер Batavia потерпел крушение у побережья Западной Австралии. Наиболее примечательно, что между 1642 и 1644 годами Абель Тасман плавал вокруг Западного и южного побережий; хотя он не ступал на материк, он все же приземлился на острове, который теперь называется Тасмания.

Однако именно один из членов экипажа «Лебедя» 1688 года открыл британцам глаза на потенциал Новой Голландии. Уроженец Сомерсета Уильям Дампир стал капером на испанском Майне около десяти лет назад, привлеченный соблазном грабить испанское золото; однако постепенно любопытство пересилило его жажду богатства. Все еще занимаясь пиратством, он решил совершать путешествия в отдаленные уголки мира и начал вести тщательные записи, которые хранил в бамбуковых трубках с восковыми пробками. В течение шести недель, проведенных в Новой Голландии, Дампир углубился в глубь страны. Он считал ландшафт засушливым: ни одно дерево «не приносило плодов или ягод». Он озадаченно рассматривал следы «зверя размером с большую собаку мастиффа» – вероятно, динго и наткнулся на аборигенов, державших в руках куски дерева «в форме кортика», несомненно бумеранги.

Беда в раю: как приход европейцев потряс коренные культуры Таити и Австралии

После дальнейших исследований в Азии Дампир вернулся в Британию и в 1697 году опубликовал новое кругосветное путешествие, яркий и скрупулезный отчет о том, что он видел. Мгновенно став бестселлером, его книга привлекла внимание Королевского общества и Адмиралтейства, которое в 1698 году поручило ему командование кораблем «Робак» с приказом вернуться в Новую Голландию и сделать открытия «на благо нации». Путешествие было нелегким. Флотская команда Дампира негодовала на службу под началом бывшего пирата - вражда, приведшая к драке между командиром и его первым лейтенантом, – а «косуля» едва ли годилась для плавания. Тем не менее, Дампир снова добрался до Западной Новой Голландии и собрал многочисленные ботанические образцы, некоторые из которых сохранились и сегодня в Оксфордском университете. В течение многих последующих десятилетий флот был втянут в европейские войны, поэтому, несмотря на импульс, приданный открытиями Дампира, следующая британская экспедиция в Тихий океан была начата только в 1764 году, когда Адмиралтейство послало Джона Байрона-дедушку поэта-романтика на поиски «Terra Australis Incognita», великого континента, который, как полагают, существует на далеком юге. Плывя на борту HMS Dolphin, Байрон высадился на Фолклендские острова и заявил о своих правах, но не стал первым европейцем, высадившимся на Таити, пройдя чуть севернее.

Беда в раю: как приход европейцев потряс коренные культуры Таити и Австралии

Таити связан

Корнуоллец Сэмюэл Уоллис заявил об этом отличии 19 июня 1767 года, когда, также командуя HMS Dolphin и также ища Terra Australis Incognita, он прибыл с Таити в густом утреннем тумане. Когда туман рассеялся, матросы, стоявшие вдоль поручней, увидели, что навстречу им по волнам прибоя несутся 10-метровые Таитянские каноэ с высокими носами. Хотя ранние недоразумения между экипажем и местными жителями привели к насилию, когда пять недель спустя «Дельфин» отбыл, установились такие хорошие отношения, что некоторые с обеих сторон были в слезах. Вождь, Пуреа, дал Уоллису заплетенную в косичку прядь волос, как символ, связывающий его с ней.

Вернувшись в Великобританию в мае 1768 года, Уоллис представил Адмиралтейству доклад, восхваляющий прекрасный плодородный остров Таити. Однако именно рассказы его команды, опубликованные в газетах о легкости жизни, о фруктах, капающих с деревьев, не нуждающихся в выращивании, о прекрасных женщинах Таити и о свободной любви островитян – создали в общественном воображении образ утопии. Еще до возвращения Уоллиса, в июне 1769 года, Королевское общество и Адмиралтейство начали планировать экспедицию в Тихий океан для наблюдения прохождения Венеры по поверхности Солнца, но не выбрали базу. Описание Уоллиса убедило их, что Таити -идеальный вариант. В августе 1768 года HMS Endeavour отплыл на Таити под командованием Йоркширца Джеймса Кука, недавно повышенного до лейтенанта, и с 25-летним джентльменом-натуралистом Джозефом Бэнксом во главе научного персонала.

Беда в раю: как приход европейцев потряс коренные культуры Таити и Австралии

«Индевор» прибыл на Таити 13 апреля 1769 года и был встречен там с большим энтузиазмом. И красота острова, и его обитатели завораживали Бэнкса, который называл Таити «истинной картиной Аркадии». В частности, он отметил множество хлебных деревьев, прочитав рассказы об этом растении Дампира, который видел образцы на Гуаме. Каждый фрукт был, по словам Дампира, «размером с пенсовую буханку», и его можно было печь до тех пор, пока внешняя корочка не почернеет, оставляя внутреннюю «мягкой, нежной и белой… из чистого вещества, как хлеб».

Во время своего пребывания здесь, а также успешного наблюдения за прохождением Венеры, члены экипажа «Индевора» – включая Бэнкса, но не Кука – поддерживали связь с таитянскими женщинами. Бэнкс писал, что «любовь - это главное занятие, любимое, даже почти единственная роскошь жителей; и тела, и души женщин созданы в высшей степени совершенными для этой мягкой науки». Он также наблюдал за болезненной практикой островитян делать татуировки - Таитянское слово, которое он ввел в английский язык и как они любили серфинг, плавая с деревянными досками, чтобы поймать волну.

После трех месяцев пребывания на Таити Кук отправился дальше в поисках Terra Australis Incognita, достигнув берегов Новой Зеландии (так назвали ее голландские картографы в 1645 году) и, начертив маршрут движения на Запад. 19 апреля 1770 года наблюдатель заметил то, что Бэнкс назвал «пологими холмами, частично покрытыми деревьями или кустарниками». Экспедиция достигла восточных берегов Новой Голландии. В отличие от описания западного побережья, сделанного Дампьером, оно выглядело «плодороднейшим».

«Индевор» бросил якорь в широкой бухте, которую Кук назвал Ботанической бухтой в знак признания многочисленных образцов растений, собранных банками. Команда столкнулась с аборигенами, которые, как и те, кого встретил Дампир в 1688 году, казалось, хотели, чтобы они ушли. Плывя на север вдоль побережья, они увидели то, что «казалось безопасной якорной стоянкой»; они не остановились в этой защищенной гавани, которую Кук назвал Порт – Джексон-место сегодняшнего Сиднея.

Беда в раю: как приход европейцев потряс коренные культуры Таити и Австралии

Они продолжали двигаться на север, и в июне «Индевор» сильно продырявился, столкнувшись с тем, что Кук называл «безумным лабиринтом» – Большим Барьерным рифом. Кук причалил к берегу неподалеку от нынешнего Куктауна и, пока его люди чинили корабль, наблюдал за аборигенами. «Их черты были далеко не неприятны; их голоса были мягкими и настраиваемыми». Он считал их «гораздо счастливее, чем мы, европейцы… они живут в спокойствии, которое не нарушается неравенством условий».

«Индевор» починили, экспедиция снова подняла паруса и 22 августа 1770 года высадилась на так называемый остров владения. Здесь Кук «поднял английский флаг и именем Его Величества короля Георга III завладел всем восточным побережьем [Новой Голландии]... под именем Нового Южного Уэльса».

Эксплуатация Тихого океана

Во время двух последующих больших исследовательских экспедиций Кук несколько раз возвращался на Таити, но больше никогда не осмеливался посетить Новую Голландию. Бэнкс не вернулся ни к тому, ни к другому. Но через семь лет после смерти Кука на Гавайях в 1779 году Бэнкс – к тому времени президент Королевского общества – задумал грандиозный план использования британских открытий в Тихом океане, охватывающий как Новую Голландию, так и Таити.

Катализатором стала недавняя потеря Британией своих американских колоний. Она больше не могла перевозить своих преступников через Атлантику; не могла она и покупать там пищу для рабов на своих Карибских плантациях. Поэтому Бэнкс предложил, чтобы флот, перевозящий осужденных, сначала отплыл в Ботани-Бей; высадив заключенных и их морскую охрану, чтобы основать там исправительную колонию, некоторые корабли переоборудовали и продолжили путь на Таити, чтобы собрать саженцы хлебного дерева, которые они отвезут в Карибское море, чтобы обеспечить продовольствием плантации. Банки получили поддержку правительства, но позже было решено разделить эти две схемы на практических основаниях.

Беда в раю: как приход европейцев потряс коренные культуры Таити и Австралии

13 мая 1787 года «Первый флот» из 11 кораблей под командованием капитана Артура Филиппа отплыл в Ботани-Бей. На борту этих судов находилось около 800 заключенных, четверть из которых - женщины. А в декабре того же года «Баунти» под командованием Уильяма Блая отправился на Таити за хлебным плодом.

Прибыв в Ботани – Бей 18 января 1788 года, Филипп решил, что он непригоден для заселения – у него была бесперспективная почва и не было надежного источника воды - и продолжил путь к Прекрасной гавани дальше на север в порт-Джексоне. 26 января, который теперь отмечается как День Австралии, Филипп – первый губернатор Нового Южного Уэльса - приказал поднять «Юнион Джек» и своим морским пехотинцам разрядить мушкеты. Этой простой церемонией он ознаменовал основание новой британской колонии.

Беда в раю: как приход европейцев потряс коренные культуры Таити и Австралии

Хотя теперь они были разделены, первый флот и экспедиции «Баунти», с их общим корнем и общим спонсором, пересекались несколько раз. В 1791 году исправительная колония в Новом Южном Уэльсе была поражена болезнью и столкнулась с голодом. Корнуэльская разбойница Мэри Брайант и ее муж возглавили группу заключенных в первой попытке побега. Похитив собственный катер губернатора Филиппа, они отплыли на север и пережили плавание в 3200 морских миль через почти не нанесенные на карту воды, чтобы достичь Купанга на острове Тимор (ныне разделенном между Индонезией и Восточным Тимором). Это было то самое место, где два года назад Блай высадился в конце своей собственной 3600-мильной открытой лодочной Одиссеи из Тонги, которую он неохотно перенес после того, как мятежный Флетчер Кристиан заставил его и некоторых его верных членов экипажа сесть на 23-футовый катер корабля.

Роковое совпадение свело Мэри Брайант и ее спутников лицом к лицу с некоторыми из мятежников «Баунти». Капитан Эдвард Эдвардс, посланный Адмиралтейством на корабле «Пандора» для поимки мятежников, захватил несколько человек на Таити, но впоследствии потерпел кораблекрушение. Ему удалось погрузить выживших – в том числе нескольких мятежников – в шлюпки корабля и доставить их на расстояние 1200 морских миль в Купанг. Там он столкнулся с заключенными из новой колонии и, угадав их личность, отправил их вместе со своими мятежниками обратно в Англию, чтобы они предстали перед судом.

В Британии рассказы о беглых каторжниках и мятежниках вызвали всеобщее сочувствие во время бурных дебатов о праве на свободную жизнь. Джеймс Босуэлл, биограф доктора Джонсона, выступил от имени осужденных и добился их помилования. Только трое из десяти предполагаемых мятежников были повешены.

Беда в раю: как приход европейцев потряс коренные культуры Таити и Австралии

Рассказы о первом флоте и «баунти» снова стали взаимосвязанными, когда в 1805 году по настоянию Бэнкса Уильям Блай был назначен губернатором исправительной колонии в порт-Джексоне. Его непопулярность там увековечили в стихах: «о Темпора! О Нравы! Неужели в Новом Южном Уэльсе нет христианина, который положил бы конец тирании губернатора?».

В январе 1808 года Блай снова поднял мятеж и был смещен с поста губернатора. Однако приход его компетентного преемника, Лахлана Маккуори, вернул новой колонии прочную основу. Она процветала во многом благодаря находчивости заключенных, особенно таких женщин, как швея Эстер Абрахамс. Родом из лондонского Ист-Энда, Абрахамс была перевезена на Первом флоте вместе со своей незаконнорожденной дочерью за кражу 24 ярдов кружев. Она вышла замуж за Джорджа Джонстона, офицера морской пехоты, который был известен в изгнании Блая в Новом Южном Уэльсе; к моменту своей смерти в 1846 году она была одной из самых влиятельных женщин колонии.

Привязанность к Земле

Влияние Британии на коренные народы Тихого океана, особенно Новой Голландии, в течение многих лет почти полностью игнорировалось. С момента прибытия европейцев аборигены ясно дали понять, как писал Кук, что все, чего они хотят, - это «чтобы мы ушли». Британцы не смогли понять сложных взаимоотношений между этими народами и землей, которая не была такой бесплодной, как думали европейцы, но была сформирована и управлялась, не в последнюю очередь, тысячами лет планомерного сжигания. Колонисты также не понимали привязанности коренных народов к этой земле. Основываясь на своих кратких встречах с аборигенами во время визита к Куку, Джозеф Бэнкс заверил британские власти, что эти люди «робки» и «быстро покинут любую землю, которая им нужна».

Беда в раю: как приход европейцев потряс коренные культуры Таити и Австралии

Однако, когда прибыл первый флот, туземцы, которых они встретили, яростно сопротивлялись захвату пришельцами их традиционных охотничьих и рыболовных угодий. Будучи более просвещенным, чем многие из его современников, Филипп подозревал, что аборигены имеют законные основания для своих нападений, и вместе с некоторыми из своих морских пехотинцев пытался наладить диалог. Лейтенант Уильям Доуз даже составил списки слов и фраз на языке аборигенов Эоры с помощью Патьегаранг, молодой женщины из клана Кадигал.

Поведение более поздних колонистов было менее открытым. По мере распространения европейских поселений коренные общины подвергались все большему разграблению и маргинализации, а их население страдало от болезней, особенно оспы и туберкулеза, которые были привнесены пришельцами и против которых коренные народы не имели никакого сопротивления.

Прибытие европейцев имело серьезные последствия и для таитян. Англичане считали их уверенными в себе, в целом приветливыми людьми и могли относиться к социальной иерархии таитян с ее правителями и классами; поэтому они относились к таитянам с большим уважением, чем к аборигенам Новой Голландии. Блай не просто захватил саженцы хлебного дерева, а искал их в качестве подарка. Это были также более равноправные отношения, потому что, в отличие от коренных жителей Австралии, полинезийцы хотели получить от пришельцев новые знания и новые материалы, такие как железо. Таитяне также понимали, что Дружба Европейцев может привести к доступу к пороховому оружию-полезному оружию во внутренней борьбе за власть.

Беда в раю: как приход европейцев потряс коренные культуры Таити и Австралии

Но европейские болезни опустошали и таитян, а растущее число прибывших европейцев-искателей приключений и китобоев с оружием и алкоголем, а также миссионеров, нетерпимых к таитянским обычаям, – создавало другие проблемы. Со временем все эти иностранцы по-своему разрушили утопическую аркадскую культуру островитян, которая так очаровала первых прибывших.

Во время своего последнего отъезда с Таити в 1777 году Кук размышлял о том, что для жителей Таити было бы лучше, если бы они не встречались с европейцами, но поскольку они встретились, возврата к прежней жизни быть не может. То же самое можно сказать и о коренных жителях Австралии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий